Задать вопрос
Портал помощи студентам №1

Учебные работы на заказ без посредников
и переплат!

,
ул. Добролюбова, 16/2
support@professsor.ru
Служба техподдержки
Заказ 573
Диплом: Формирование социально–адаптивного поведения детей с детским церебральным параличом в условиях дошкольного учреждения
Цена: 3 000
Дата создания: 2012 год
23 февраля 2018
67 стр.
85 %
СГСПУ
Описание работы

дипломной работы состоит из трех глав, выводов, списка литературы, трех диаграмм и таблиц





Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы социально-адаптивного поведения в период привыкания к дошкольному учреждению детей с церебральным параличом 5
1.1 Понятие «социально-адаптивное поведение 5
1.2 Характеристика социально-адаптивного поведения ребенка в период поступления в дошкольное образовательное учреждение 7
1.3 Понятие «детский церебральный паралич», психолого-педагогическая характеристика младших дошкольников с ДЦП 14
Глава 2. Особенности социально-адаптивного поведения детей с церебральным параличом в период поступления в дошкольное учреждение 22
2.1 Организация и принципы экспериментального исследования 22
2.2 Характеристика детей, принимавших участие в эксперименте 25
2.3 Методология исследования 26
2.4 Анализ результатов исследования 30
Глава 3. Формирование социально–адаптивного поведения детей с детским церебральным параличом в условиях дошкольного учреждения 38
3.1 Система психологической работы с детьми при поступлении в дошкольное учреждение 38
3.2 Цель, задачи и организация формирующего эксперимента 43
3.3 Содержание формирующего эксперимента 46
3.4 Оценка результативности психологической работы 51
Выводы 57
Заключение 61
Список литературы 63
Приложения

Свернуть
Введение
Период адаптации ребёнка к условиям дошкольного образовательного учреждения является очень важным, так как он определяет дальнейшую социализацию ребёнка в группе дошкольного учреждения. Благополучное течение адаптации зависит от сформированности социально-адаптивного поведения ребенка. В литературных источниках социально-адаптивное поведение определяется как поведение, связанное с преодолением стрессовой ситуации, возникающее при изменении внешних условий и характеризующееся социальными, эмоциональными и физиологическими показателями. Сформированное социально-адаптивное поведение способствует тому, что ребёнок за короткий срок привыкает к новым условиям, новым требованиям, в противном случае могут наблюдаться тяжелые соматические, нервные заболевания, отставание в развитии, а также может случиться то, что ребёнок окажется «вырванным» из детского коллектива.
Эта проблема неоднократно затрагивалась в работах таких исследователей как Р.В. Тонковой-Ямпольской, К.Л. Печорой, О.В. Никитиной, Е.И. Морозовой, Е.Е. Алексеевой, Л.В. Белкиной и др. Применительно к детям с церебральным параличом Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Мастюкова Е.А., Шипицына Л.М. отмечают, что данная категория детей в связи с особенностями в речевом, интеллектуальном и психическом развитии испытывает специфические трудности в процессе формирования социально-адаптивного поведения, в том числе, в условиях дошкольного учреждения.
Специальное психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста с церебральным параличом в процессе формирования социально-адаптивного поведения в дошкольном учреждении чрезвычайно значимо с целью предупреждения аналогичных трудностей при поступлении детей в школу и вхождении в новый коллектив.
Проблемой нашего исследования является противоречие между запросами психологической практики в определении наиболее эффективных методов и форм работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с церебральным параличом и недостаточной научно-методической разработкой программ психологической подготовки детей данной категории к посещению дошкольных учреждений.
Объект нашего исследования: особенности поведения детей с церебральным параличом в период поступления в дошкольное учреждение.
Предметом исследования является содержание психологической работы по формированию социально- адаптивного поведения детей с ДЦП при поступлении в дошкольное учреждение.
Цель работы: на основе изучения особенностей социально-адаптивного поведения детей с церебральным параличом разработать и апробировать содержание психологической работы по их подготовке к поступлению в дошкольное учреждение.
Гипотеза нашего исследования: наличие двигательных, познавательных и речевых ограничений, трудности при самообслуживании и воспитание в условиях гиперопеки серьезно осложняют и замедляют процесс адаптации ребенка с церебральным параличом в дошкольном учреждении. Формирование социально-адаптивного поведения детей с ДЦП при поступлении в дошкольное учреждение станет возможным при условии их включения в систему психологической работы.
Задачи исследования следующие:
1) провести анализ литературы по проблеме исследования;
2) провести сравнительное исследование особенностей социально-адаптивного поведения детей с ДЦП и их нормально развивающихся сверстников в период адаптации в дошкольном учреждении;
3) разработать и апробировать содержание психологической работы по формированию социально-адаптивного поведения детей с церебральным параличом при поступлении в дошкольное учреждение;
4) оценить эффективность проведения психологической работы.

Свернуть
Список литературы
1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации/ авт. – сост. Н. В. Соколовская. – Волгоград: изд-во «Учитель», 2008 – 188 с.
2. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы у детей дошкольного возраста. – СПб: изд-во «Речь», 2006 – 224 с.
3. Альманах психологических тестов. М.: изд-во «КСП», 1995 – 397 с.
4. Астапов В.М. Тревожность у детей. – М: изд-во ТЕР СЭ, 2001 – 160 с.
5. Бадалян Л.О. Невропатология. – М: издательский центр «Академия», 2001 – 384 с.
6. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения: практическое пособие. – Воронеж: изд-во «Учитель», 2004 – 236 с.
7. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: учебно-методическое пособие. – СПб: изд-во «Каро», 2005 – 288с.
8. Васильева Е. Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению // Дошкольное воспитание: 2006, №10 – с. 45-46
9. Ватутина Н.Д. Ребёнок поступает в детский сад / Под ред. Л.И. Каплан – М: изд-во «Просвещение», 1983 – 156с.
10. Григорьева Г.В. Особенности формирования и развития средств общения у дошкольников с нарушениями зрения // Дефектология: 1996, №4. – с. 84-88.
11. Давыдова О. И., Майер А. А. Адаптационные группы в ДОУ: метдическое пособие. – М: изд-во «ТЦ Сфера», 2005 – 128 с.
12. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом.- Ленинград: изд-во «Нева» - 1977, 234 с.
13. Денисенкова Н. Как организовать окружающую среду // Дошкольное воспитание: 2003, №12. – с. 17-21.
14. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: Учебное пособие / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск, изд-во «Педагогика» - 1997, 237с.
15. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи. – М.: изд-во «Просвещение», 2007 – 79 с.
16. Захаров А.И. Детские неврозы. – СПб: изд-во РЕСПЕКС, 1995 – 192с.
17. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб: изд-во «Союз», 2000 – 448 с.
18. Захаров А.И. Как преодолеть отклонения в поведении ребенка. - М.: Изд-во "Просвещение", 1986. - 128 с.
19. Зотова А.М.Интеграция ребёнка – инвалида в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации // Дефектология: 1997, №6 – с. 21 – 25
20. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. – СПб, изд-во «Каро», 2004 – 432 с.
21. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями. – СПб: изд-во «Питер», 2005 – 288 с.
22. Кирьянова Р. А. Комплексная диагностика дошкольников. – СПб: изд-во «Каро», 2006 – 368 с.
23. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении: практическое пособие. – М: изд-во Айрис пресс, 2005 – 112 с.
24. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников / Под редакцией О.А. Шаграевой, С.А. Козловой – М: издательский центр «Академия», 2003– 176 с.
25. Краткий словарь по социологии / Под редакцией Д.М. Гришиани, Н.И. Лапина, составители Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова; изд-во ПОЛИТИЗДАТ, 1988 – 479 с.
26. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 176 с.
27. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. высш. учеб. заведений. - М.: Изд. центр "Академия", 2003. – 144 с.
28. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М: издательский центр «Академия», 2001 – 192 с.
29. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М: изд-во «Педагогика», 1986 – 144 с.
30. Махова В.А. Изучение личностных свойств и особенностей эмоционального реагирования детей с интеллектуальной недостаточностью в период их адаптации к школе // Дефектология: 2000, №6 – с. 9 – 14.
31. Минаева В.М. Психологические особенности эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении: Дисс. канд. псих. наук. - М., 2000. - 140с.
32. Морозова Е.И. Диагностика уровня адаптированности детей к массовым и специальным яслям // Дефектология: 2001, №2 – с. 13 – 19.
33. Мухина В.С. Возрастная психология. – М: изд-во «Академия», 2003 – 456 с.
34. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М: изд-во «Просвещение», 1975 – 217 с.
35. Немов Р.С. Психология, – Москва: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС , 2001– книга 2: Психология образования - 608 с.
36. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М: «Просвещение» - 1996, 360с.
37. Основы специальной психологии / Под редакцией Л.В. Кузнецовой. – М: издательский центр «Академия», 2002 – 480 с.
38. Остроухова А. Успешная адаптация. Как её измерить? // Обруч: 2000, №3 – с. 16 – 18.
39. Первые шаги (Модель воспитания детей раннего возраста): материалы московского городского конкурса 2001 – 2002 г.г. – Ярославль: изд-во «Линка – Пресс», 2002 – 392 с.
40. Практическая психология в тестах / Под ред. Римского С., Римской Р. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2006 – 400 с.
41. Психологическая диагностика / Под ред. Акимовой М. К., Гуревича К. М. – СПб: изд-во «Питер», 2006 – 650 с.
42. Психологическая диагностика дошкольников / Под ред. Акимовой М. К. – М., СПб, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск: изд-во «Питер», 2005 – 304 с.
43. Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. Борисовой Е. М., Гуревича К. М. – М.: изд-во «Международная педагогическая академия», 1995 – 360 с.
44. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. Акимовой М. К., Борисовой Е. М., Гуревича К. М. и др. – М.: изд-во «Педагогика», 1981 – 232 с.
45. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Стребелевой Е. А. – М.: изд-во «Просвещение», 2005 – 164 с.
46. Психолого-педагогическая диагностика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Изд. центр "Академия", 2003. – 320 с.
47. Психологическое обследование детей дошкольного - младшего школьного возраста: Тексты и методическое пособие / Ред.-сост. Г.В. Бурменская. - М.: УМК "Психология", 2003. - 352 с.
48. Ребер А. Большой толковый психологический словарь, I том. – М: изд-во «Вече – аст», 2003 – 592 с.
49. Романова Е. С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М.: изд-во «Дидакт», 1992 – 256 с.
50. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М: изд-во «Книголюб», 2004 – 72 с.
51. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/Под ред. В.И. Дубровина. – М: издательский центр «Академия», 1997 – 176 с.
52. Севостьянова Е. О. Дружная семейка: программа адаптации детей к ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007 – 128 с.
53. Семенова К.А. Лечение двигательных расстройств у детей с ДЦП.-М: «Просвещение» - 1997, 345 с.
54. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб, изд-во «Речь», 2000 – 350 с.
55. Соловьёва Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология: 1996, №1 – с. 62 – 66.
56. Сорокин В.М. Специальная психология: учеб. пособие / Под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб: изд-во «Речь», 2004 – 216 с.
57. Сохранение и укрепление здоровья детей как показатель качества дошкольного образования: материалы научно – методической конференции; редактор М.О. Чехов. – Самара: изд-во МГПУ, 2007 – 268 с.
58. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В. Тонковой – Ямпольской. – М: изд-во «Медицина», 1980 – 235 с.
59. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М: издательский центр «Академия», 2002 – 312 с.
60. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М: издательский центр «Академия», 2001, 400 с.
61. Специальная психология: учеб. пособие / Под ред. В.И. Лубовского. – М: издательский центр «Академия», 2005 – 312 с.
62. Степанова М.И. Среда детского сада: гигиенические требования // Дошкольное воспитание: 2006, №9 – с. 55 – 60.
63. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание: 2003, №3 – с. 29 – 35.
64. Урунтаева Г.А. Детская психология: учеб. пособие. – М: издательский центр «Академия», 1996 – 336 с.
65. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника: хрестоматия. - М: издательский центр «Академия», 2000 – 408 с.
66. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье / Под ред. В.К. Котырло. – М: изд-во «Педагогика», 1987 – 144 с.
67. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. – СПб: изд-во «Дидактика плюс», 2001 – 272 с.
68. Эмоциональное развитие дошкольников / Под ред. А.Д. Кошелевой. - М.: "Просвещение", 1985. - 176 с.
69. http://www.psyparents.ru (статья «Растем и развиваемся»)
70. http://revolution.allbest.ru (статья «Игры и игрушки для раннего возпаста»)


Свернуть
Описание работы
работы состоит из трех глав, введения, выводов, заключения, списка литературы
Свернуть
Описание работы
работы состоит из трех глав, введения, выводов, заключения, списка литературы и приложений.
Свернуть
Описание работы
работы состоит из трех глав, введения, выводов, заключения, списка литературы и приложений.
Свернуть
Показать еще готовые работы Свернуть Все работы
Не нашли подходящую работу? — Заказывайте!
Вход на сайт
Войти
Данная функция доступна только
для зарегистрированных пользователей
Пожалуйста, авторизуйтесь, или пройдите регистрацию
Войти
Подтвердите ваш e-mail

Для завершения регистрации подтвердите свой e-mail: перейдите по ссылке, высланной вам в письме.

После этого будет создан ваш аккаунт и вы сможете войти на сайт и в личный кабинет.

ОК